вторник, 24 июня 2008 г.

Повторяем, что логическая связь понятий, благодаря которой одно понятие может вытекать из другого,

Повторяем, что логическая связь понятий, благодаря которой одно понятие может вытекать из другого, имеет характер необходимости; необходимость же логической связи составляет сущность нашего мышления. Поэтому можно говорить о разнице между логическим основанием и следствием, только имея в виду ту форму вещей, которая придана им нашим мышлением. В действительности же между теми реальными объектами, которые составляют их реальную подкладку, разницы нет. Выше было сказано, что во всяком суждении или умозаключении двойной синтез: во-первых, синтез, который ставит в связь идеальный субъект всякого суждения с его предикатом, и, во-вторых, синтез внутри элементов самого этого предиката. Этот второй синтез и совершается на основании законов тождества или причинности, если суждение утвердительное, и закона отрицания как его можно было бы назвать, если суждение отрицательное. Таким образом, связь по законам тожества, причинности и отрицания является лишь подразделением иной, более общей связи, связи понятий вообще с их реальным субстратом.364 Эта связь может быть так же названа связью чувственной стороны знания с мышлением, или связью субстанции со своими качествами. Нет надобности добавлять, что под субстанцией здесь разумеется не длительное бытие, так как таковое именно буддистами и отрицается как то было выяснено выше при разборе буддийского учения о времени. Субстанция так же не есть комплекс ощущений, отличающийся сравнительной устойчивостью. Этот устойчивый комплекс ощущений есть как раз то, что противополагается субстанции, он рассматривается как качество, которое мышление приписывает бытию. Субстанция есть бытие бескачественное, и потому оно противополагается качеству. Качество есть понятие, которое можно обозначать словом. Так как субстанцию обыкновенно называют носительницей качеств (ср. ТВ. 19), то и идеальный субъект всякого суждения, который представляет собой момент ощущения реальности и вовсе не имеет длительности, так же может быть назван субстанцией. Всякая длительность, мы видели, создается мышлением, а чистая субстанция есть чистое бытие вне времени. Продвижение товаров

Комментариев нет: