вторник, 24 июня 2008 г.

Есть еще один вид познания, который Дхармакирти относит к восприятию как познанию непосредственном

Есть еще один вид познания, который Дхармакирти относит к восприятию как познанию непосредственному, это, так сказать, познание познания. Мы не только познаем внешние объекты, но мы еще сознаем, что их познаем. Интеллект (citta) и все состояния его (caitta), говорит Дхармакирти, обладают тем свойством, что они сами себя сознают. Поэтому существует еще один вид восприятия, именно восприятие самого восприятия. Элементы психической жизни делятся на объективные и субъективные. Объективные те, которые воспринимают внешние объекты. Субъективными являются особые состояния интеллекта в то самое время, когда он воспринимает объекты. Эти состояния суть чувствования положительные или отрицательные, удовольствие или неудовольствие, которые в интеллекте всегда связаны с каждым восприятием. Дхармоттара особенно настаивает на том, что всякое восприятие (или ощущение) сопровождается непременно каким-либо чувствованием. Существование индифферентной зоны между чувством удовольствия и неудовольствия не доказывает, что чувствования в таких случаях нет вовсе (NBT. 14. 7). Если, воспринимая синий цвет, мы не чувствуем ни особенного удовольствия, ни особенного неудовольствия, а просто чувствуем себя хорошо,314 то и это уже есть субъективное чувствование, сопровождающее восприятие синего Такое значение имеет слово sata в NBT. 11. 10 как то явствует из |Ьнтекста и подтверждается тибетским переводом (sim-pa. 26, 8). Значение Бетлинга 'gewonnen', у Apte 'pleasure' не подходят. Автор NBTT. 31- 16, заключает, что Дхармоттара намекает тут на то, что он не признает даже у йогинов при высшей степени напряжения в сосредоточении мысли в состоянии так называемого nirodhasamapatti, чистого состояния интеллекта (с,и-Bdhacitta), при котором не должно быть никаких чувствований и восприЯТИЙ. цвета. Все эти чувствования, равно как и все восприятия имеют сами в себе то свойство, что они сознаются нами, т. е. будучи объектами знания, они в то же время являются и его субъектами, так как сами себя сознают. Ночь пожирателей рекламы!

Комментариев нет: